ГУ КЦОКО Забайкальского края

Всероссийская летняя конференция по ОКО - 2016

Пресс-релиз

о проведении Всероссийской летней конференции по оценке качества образования «Управление качеством образования – перспективные формы и методы»

         7-8 июля 2016 года в г. Геленджик Краснодарского края состоялась Всероссийская летняя конференция по оценке качества образования «Управление качеством образования – перспективные формы и методы», в работе которой приняли участие руководители и специалисты Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, ФГБОУ «Федеральный институт оценки качества образования», ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», ФГБУ «Российская академия образования», ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», НИТУ «Московский институт стали и сплавов», органов исполнительной власти субъектов РФ, институтов повышения квалификации работников образования, региональных центров оценки качества образования. В ходе конференции были представлены результаты оценочных процедур 2015-2016 учебного года, их роль в управлении качеством образования, направления работы по оценке качества образования на предстоящий учебный год.

         В начале конференции было предложено анкетирование с целью выяснения, насколько хорошо участники знают оценочные процедуры, их содержание, цель проведения, место РФ в международных сравнительных исследованиях и др.

  Первым с докладом выступил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов. Он отметил, что в РФ в качестве оценочных процедур используются международные сравнительные исследования с целью выявления требований к оценке качества образования, предъявляемым в других странах (PISA, PIRLS, TIMSS, ICCS, TALIS), Национальные исследования качества образования, Всероссийские проверочные работы, исследование профессиональных компетенций учителей, ГИА-9 (ОГЭ, ГВЭ), ГИА-11 (ЕГЭ, ГВЭ). Развитие компетенций в мире предполагает, что в XXIвеке должны развиваться следующие навыки:

- базовые (навыки чтения и письма, математическая и естественнонаучная грамотность, ИКТ-грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность);

- компетенции (критическое мышление/решение задач, креативность, умение общаться, умение работать в команде);

- личностные качества (любознательность, инициативность, настойчивость, способность адаптироваться, лидерские качества, социальная и культурная грамотность).

Лидерами большинства международных сравнительных исследований являются Сингапур, Шанхай (Китай), Гонконг, Южная Корея, Япония. Среди «западных стран» к ним можно отнести Польшу, Финляндию, Эстонию, Австралию, Новую Зеландию, Нидерланды. Россия занимает следующие позиции: 25 из 43 – критическое мышление и решение задач, 18 из 35 – гражданская и культурная грамотность, 36 из 75 – естественнонаучная грамотность, 33 из 91 – математическая грамотность, 41 из 91 – навыки чтения, 25 из 31 – ИКТ-грамотность, 27 из 43 – любознательность, 30 из 64 – творческие способности, 10 из 18 – финансовая грамотность.

Были представлены результаты Национальных исследований качества образования, Всероссийских проверочных работ, ГИА-9 и ГИА-11. Отмечена необходимость использования данных оценочных процедур в контрольно-надзорной деятельности.

Направления контрольно-надзорной деятельности были определены в докладе начальника Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Е.Е. Семченко:

- переход к новой модели контрольно-надзорной деятельности на федеральном и региональном уровнях, включая контроль качества образования (этапы новой модели: интерпретационный, практический, заключительный);

- поэтапный перевод процедур лицензирования и государственной аккредитации в электронный вид, дистанционная работа экспертов по аккредитации;

- формирование экспертного сообщества на федеральном и региональном уровнях по вопросам оценки качества образования, создание кадрового резерва на региональном уровне.

По его мнению, основная цель контрольно-надзорной деятельности – не наказать за нарушение, а помочь увидеть сильные и слабые стороны.

Рассматривая оценку деятельности образовательных организаций, участники конференции пришли к выводу, что такая оценка должна быть комплексной и результаты внешней оценки совпадать с самооценкой.

Обсуждение предложений и замечаний относительно проведения Всероссийских проверочных работ по русскому языку, математике и окружающему миру в 4 классах позволило выявить проблему оценивания работ по критериям и, следовательно, необходимость обучения учителей начальной школы по данному направлению в институтах повышения квалификации работников образования. Низкие результаты Национальных исследований качества образования по истории и обществознанию в 6, 8 классах являются одним из оснований для введения Историко-культурного стандарта.

Таким образом, оценочные процедуры не только позволяют выявить проблемы в сфере образования, но и принять управленческое решение для исправления ситуации. «Использование современных технологий иинструментов информационной безопасности в системе национальной аттестации – это дополнительный ресурс для развития и совершенствования системы образования» (Д.Хастед).

Ознакомиться с материалами Всероссийской летней конференции по оценке качества образования «Управление качеством образования – перспективные формы и методы» можно по ссылкам:

Материалы 07.07.2016

Материалы 08.07.2016

                                             Н.Ф. Рюхова, начальник отдела КЦОКО, к.п.н.