ГУ КЦОКО Забайкальского края

Качество образования > Семинары

Пресс-релиз о проведении дискуссионной площадки «Результаты мониторинга «Оценка качества начального образования в пилотных образовательных организациях Забайкальского края, завершивших реализацию ФГОС в начальной школе 2014 г.»

Пресс-релиз

о проведении дискуссионной площадки

«Результаты мониторинга «Оценка качества начального образования в пилотных образовательных организациях Забайкальского края, завершивших реализацию ФГОС в начальной школе 2014 г.»

 

25 сентября 2014 года в рамках межрегиональной научно-практической конференции «Итоги и перспективы введения ФГОС нового поколения», была организована дискуссионная площадка «Результаты мониторинга «Оценка качества начального образования в пилотных образовательных организациях Забайкальского края, завершивших реализацию ФГОС в начальной школе 2014 г.» (модераторы Нина Федоровна Рюхова, заведующая отделом анализа и мониторинга качества образования КЦОКО ЗабКИПКРО, и Наталья Викторовн Храмцова, декан факультета дошкольного и начального общего образования ЗабКИПКРО). В работе дискуссионной площадки приняли участие более 83 участников конференции.

В ходе заседания были рассмотрены результаты мониторинговых исследований  уровня подготовки выпускников начальной школы и оценки качества начального образования в пилотных образовательных организациях Забайкальского края, завершивших реализацию ФГОС в начальной школе в 2014 году. Мониторинги проводились Краевым центром оценки качества образования ЗабКИПКРО: первый -  совместно с факультетом дошкольного и начального общего образования ЗабКИПКРО, второй – совместно с Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской Академии образования. Анализ выполнения выпускниками 4-х классов ОО Забайкальского края комплексной работы представила Елизавета

Васильевна Добрынина, старший методист факультета дошкольного и начального общего образования ЗабКИПКРО. В своём выступлении она отметила, что полученные результаты комплексной работы позволили увидеть выполнение учащимися каждого задания, определить слабые и сильные стороны предложенных заданий, определить типичные ошибки, допущенные учениками, сравнить полученные показатели с выполнением данной работы выпускниками начальной школы в 2013 году (школ Забайкальского края, являющихся апробационными площадками по введению ФГОС НОО), а также со среднероссийскими результатами.

С результатами второго мониторинга собравшихся познакомила Нина Федоровна Рюхова, заведующая отделом анализа и мониторинга качества образования КЦОКО ЗабКИПКРО.  Мониторинг «Оценка качества начального образования в пилотных образовательных организациях Забайкальского края, завершивших реализацию ФГОС в начальной школе в 2014 г.», цель которого -  получить представление об уровне овладения учащимися 4 класса учебным материалом за курс начальной школы по математике и русскому языку, а также сформированности метапредметных результатов в соответствии с требования ФГОС и определить направления работы по успешному введению новых образовательных стандартов, проводился в несколько этапов:

Ø Мониторинг индивидуально-личностных особенностей;

Ø Мониторинг индивидуальных достижений выпускников начальной школы по русскому языку;

Ø Мониторинг индивидуальных достижений выпускников начальной школы по математике;

Ø Мониторинг сформированности метапредметных результатов;

Ø Мониторинг сформированности метапредметных результатов в ходе проектной деятельности.

Учащиеся четвёртых классов 47 образовательных организаций Забайкальского края выполняли итоговые работы по русскому языку, математике, «Метапредметные результаты» по уровням достижений и «Метапредметные результаты» в ходе проектной деятельности. Нина Федоровна отметила, что проведённое исследование показало низкий уровень готовности детей к обучению в 5 классе: 40% учащихся не освоили Стандарт по математике, 32% - по русскому языку, 27% не достигли базового уровня метапредметных результатов. Следовательно, в связи с тем, что каждый ученик получил независимую оценку своей работы, необходимо использовать данный результат для оказания индивидуальной поддержки учащихся при переходе в основную школу.

Содержание контрольно-измерительных материалов раскрыла в своём выступлении Наталья Викторовна Храмцова, декан факультета дошкольного и начального общего образования ЗабКИПКРО. Она обратила внимание на то, что полученные предметные результаты намного хуже метапредметных. В первую очередь, это связано с тем, что задания были даны практикоориентированные и требовали объяснения при решении. Значит, учителям начальной школы нужно это учесть  при планировании урока.

После выступления специалистов ЗабКИПКРО была проведена групповая работа: участники дискуссионной площадки проанализировали результаты с точки зрения овладения учащимися теми или иными умениями. В ходе дискуссии обсудили проблемы, с которыми столкнулись при проведении мониторинга «Оценка качества начального образования в пилотных образовательных организациях Забайкальского края, завершивших реализацию ФГОС в начальной школе 2014 г.». В результате были выработаны предложения в проект резолюции межрегиональной научно-практической конференции «Итоги и перспективы введения ФГОС нового поколения»: муниципальным органам управления образованием, образовательным организациям необходимо:

1.     Ознакомить с результатами мониторингов специалистов;

2.     Использовать полученные данные для разработки рекомендаций педагогам и родителям;

3.     Использовать результаты выполненной четвероклассниками работы не только для оценки учащихся, но и  для внесения корректировок в процесс обучения младших школьников при реализации ФГОС НОО и для обучения данных учеников в 5 классе основной школы.