ГУ КЦОКО Забайкальского края

Качество образования > Семинары

Стажировочная площадка 02-03.11.2015 г

Презентации
Муниципальный центр качества образования как форма взаимодействия инновационно активных школ
Модель системы управления качеством образования
Диагностический тест
Педсовет Мониторинг в условиях ФГОС
Использование приемов формирования коммуникативных УУД на уроках истории и обществознания
Притча 'Все в твоих руках'
Cетевое взаимодействие
Тимкина Ольга, ученица 8 класс МОУ СОШ
Уравнения и графики кинематики
Школьный инспектор

2-3 ноября 2015 г.

в  МОУ  «Ксеньевская СОШ № 31» Могочинского района была организована стажировочная площадка «Управление качеством образования как фактор развития муниципального образовательного округа». В работе площадки приняли участие руководители и педагоги образовательных организаций Забайкальского края, представители муниципального органа управления образованием Могочинского, Газимуро-Заводского, Тунгиро-Олёкминского и Шилкинского районов, специалист КЦОКО ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».

2 ноября

Установочный инструктаж

Первый рабочий день начался с установочного инструктажа, на котором заместитель директора по управлению качеством образования Ксеньевской СОШ № 31, руководитель Центра качества образования Чащина Елена Сергеевна представила себя и своих коллег, обозначила цели и задачи стажировочной площадки. С приветственным словом выступили руководитель Комитета образования Администрации МР «Могочинский район» Рюмкина Ольга Анатольевна и Рюхова Нина Федоровна – тьютор встречи.  Елена Сергеевна познакомила присутствующих с программой семинара, провела инструктирование по заполнению дневника стажёра.

Визитная карточка школы

 Учащиеся МОУ  «Ксеньевская СОШ № 31» Могочинского района приготовили для участников стажировочной площадки «визитную карточку» школы. Были представлены история образовательной организации, вокальные и танцевальные номера, драматические сценки. Исполнялись песни местного автора – учителя музыки Олеси Павловны Покидько.

Дискуссионная площадка «Сетевое взаимодействие – дань моде или необходимое условие современного образовательного процесса?»

 Одной из важнейших задач образовательной политики РФ на современном этапе является организация социального партнёрства, в том числе развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования. Под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных технологий. Лобок А.М. считает, что подлинное сетевое взаимодействие – это всегда открытый, креативный и многосубъектный процесс, у которого не может быть линейного управления и иерархически выверенного распределения ролей.

В ходе дискуссии  участники стажировочной площадки были разделены на две группы, которые определили плюсы и минусы сетевого взаимодействия. Педагоги отметили, что сетевое взаимодействие позволяет распределять ресурсы при общей задаче деятельности, опираться на инициативу каждого конкретного участника, осуществлять прямой контакт участников друг с другом, выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели, использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника. Сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов инновационного образования, основанного на следующих принципах:

 - сеть – это возможность продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг и, следовательно, получения дополнительного финансирования;

- сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс инновационного учреждения за счёт ресурсов других учреждений.

Сеть создаётся на добровольной основе и является результатом проекта, так как участники должны иметь единое целеполагание, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.

Участники дискуссии пришли к выводу, что сетевое взаимодействие образовательных организаций способствует их динамическому развитию.

Муниципальный центр качества образования как форма взаимодействия инновационно активных школ

был представлен заместителем директора школы по управлению качеством образования, руководителем Центра качества образования Е. С. Чащиной. Докладчик подробно рассказала о работе Центра, истории его создания. В первую очередь, педагогами был проведён SWOT-анализ: определены сильные и слабые стороны, учтены «факторы роста», просчитаны возможные риски. Выявленные проблемы: отдалённость Могочинского района от столицы Забайкальского края и его большая протяжённость, труднодоступность п. Итака, небольшая скорость Интернет, различие подходов к оценке качества образования, трудности ОО в формировании системы оценки  в связи с реализацией ФГОС - позволили прийти к выводу о необходимости создания сетевого взаимодействия между школами западного образовательного округа Могочинского района. Этому способствовала также реализация Ксеньевской СОШ № 31 инновационного проекта «Мотивационная среда: качество образования для качества жизни», цель которого – создать центр качества образования в школе. В результате в 2012 году был создан Муниципальный центр качества образования, объединивший 5 образовательных организаций-инновационно активных школ по качеству образования. В практической деятельности участники проекта опираются на системный, гуманитарно-антропологический и

Описание: D:\ВСК\ВСК - 2015\стажировка Могочинский район\наши учителя.JPGандрагогический подходы, знания о педагогической рефлексии и рефлексивных механизмах управления деятельностью. Каждой образовательной организации были делегированы полномочия:

Ксеньевская СОШ № 31 является опорной школой как имеющая опыт работы в экспериментальном режиме, как муниципальный ресурсный центр инклюзивного образования, ППЭ при проведении государственной итоговой аттестации выпускников; МОУ СОШ № 34 п. Сбега - социокультурный центр; МОУ ООШ № 30 п. Итака – обучение в разновозрастных группах; МОУ ООШ № 25 п. Чалдонка – реализация программ дошкольного образования на базе школы; МОУ СОШ № 82 п. Ксеньевка – муниципальный ресурсный центр дистанционного обучения, филиал Забайкальского горного колледжа им. М.И. Агошкова (с помощью специального оборудования, образовательных программ педагоги дистанционно  ведут занятия по обществознанию, истории, физике на профильном уровне и частично – по английскому языку на базовом уровне для учащихся школ п. Сбега, п. Итака и п. Чалдонка). Сетевое взаимодействие осуществляется по следующим направлениям: профильное обучение, итоговая аттестация учащихся, преемственность обучения  в основной и средней школе, сотрудничество по проблемам качества, которое стало фактором развития как муниципальной системы, так и образовательных организаций. Открытость, многовекторность сетевого взаимодействия составляет новизну реализуемого проекта, обеспечивает вариативность и гибкость сети. Его практическая значимость состоит в апробации модели сетевого взаимодействия на практике, в оказании более широкого спектра методических услуг, в адресной поддержке тех направлений, которые наиболее востребованы. Основные направления деятельности Муниципального центра качества образования:

- концептуально-аналитическое;

- организационное;

- методическое;

- информационное.

Реализация данных направлений способствует совершенствованию системы оценки качества образования.

         Результаты работы отслеживаются через наблюдение, анкетирование участников образовательного процесса, диагностику, статистическую оценку, квалиметрическую (уровневую) оценку, самооценку, обобщение опыта и внешнюю экспертизу. Формы представления результатов: методические рекомендации, диагностические материалы и методики, публикации в СМИ, презентация опыта работы на совещаниях, аналитические отчёты по этапам исследования.

В ходе проведения практикума участниками стажировочной площадки был составлен алгоритм создания инновационного проекта:

- получение муниципального заказа;

- выявление актуальности проекта;

- проведение SWOT-анализа;

- определение цели, задач, проекта, направлений работы, этапов реализации проекта, состава участников реализации проекта;

- определение результатов реализации проекта и его эффективности.

Встреча с сетевыми партнёрами

В первый день работы стажировочной площадки состоялась встреча с сетевыми партнёрами: МОУ СОШ № 82 п. Ксеньевка и МОУ СОШ № 34 п. Сбега. Представители  ОО презентовали опыт работы школы, была проведена консультация «Использование возможностей системы Moodle, показаны фрагменты дистанционно проводимых уроков.

В конце первого дня работы участникам была предложена чайная церемония – апробация 7 сортов чая в соответствии с цветом школьной эмблемы.

3 ноября

Второй день работы стажировочной площадки начался с посещения школьной выставки, на которой были представлены творческие работы учителей, учащихся и их родителей (живопись, декоративно-прикладное искусство, выпуски «Жизнь замечательных учителей и учеников» и др.). Интерес также вызвали материалы, привезённые заместителем директора по воспитательной работе Г.С. Гаврюшевой из Англии, где она проходила стажировку.

Модель системы управления качеством образования в Ксеньевской СОШ № 31

представила заместитель директора школы по управлению качеством образования, руководитель Центра качества образования Е.С. Чащина. Модель управления качеством в Ксеньевской СОШ № 31 ориентируется  на компетентностную модель образования, что отражено в миссии школы. Деятельность образовательной организации направлена на подготовку грамотных, компетентных, творческих, конкурентоспособных, социально мобильных выпускников, соответствующих современному уровню и критериям рынка труда, способных к самостоятельному совершенствованию своих знаний и навыков. По мнению докладчика, управление качеством образования в школе представляет собой процесс проектирования, т.е. постановки целей образования и определения путей их достижения; организации образовательного процесса и мотивации его участников на качественный труд; контроля как процесса выявления отклонений от целей; регулирования и анализа результатов. Цель создания в общеобразовательной организации системы управления качеством образования - обеспечение необходимых условий предоставления качественной образовательной услуги, отвечающей запросам и ожиданиям потребителей. При проектировании такой системы были выполнены следующие шаги:

1.  Установление потребностей и ожиданий заказчиков (потребителей) и других заинтересованных сторон через анкетирование родителей;

2.  Определение принципов и механизмов, направленных на постоянное

          улучшение функционирования системы управления;

3.     Разработка политики и целей общеобразовательной организации в области качества;

4.     Установление процессов (основных и вспомогательных) и ответственности за них.

5.     Установление и определение необходимых ресурсов и обеспечения ими для достижения целей в области качества;

6.     Разработка нормативов качества, методов и инструментария для измерения результативности и эффективности каждого процесса;

7.     Разработка процедур мониторинга.

В основе управления качеством образования лежат принципы международных стандартов ISO 9000:2001:

1. Ориентация на потребителя;

2. Лидерство руководства;

3. Вовлечение персонала;

4. Процессный подход;

5. Системный подход к менеджменту;

6. Постоянное улучшение;

7. Принятие решений, основанных на фактах;

8. Взаимовыгодные отношения с партнёрами (поставщиками).

Качество образования оценивается по трем позициям: качество условий, качество процессов и качество результатов. Для оценки качества образования в школе создана организационная структура, включающая в себя администрацию ОО, службу качества, информационно-аналитическую службу, методический совет, методические объединения, социальную службу, педагогический совет. Большое внимание уделяется оценке универсальных учебных действий учащихся. Участники стажировочной площадки могли в этом убедиться, посетив импровизированный педсовет «Совершенствование мониторинга и системы оценки качества образования с учётом способностей, интересов обучающихся в рамках реализации ФГОС ООО». Использование возможностей   образовательной среды для организации исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности учащихся было представлено девятиклассниками на основе робототехники, что вызвало живой интерес педагогов. Управление качеством образования на уровне учителя и ученика рассматривалось на следующих уроках и занятиях:

- урок биологии в 5 классе по теме «Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом» (учитель О.Г. Дривалева);

- занятие элективного курса «Комплексные задачи по физике с использованием графиков и диаграмм» (учитель Г.Н. Лукина), на котором девятиклассники использовали сборник материалов по кинематике, составленный десятиклассниками;

- занятие кружка «Декоративно-прикладное искусство» (1-2 классы, педагог дополнительного образования И.В. Прокопенко);

- импровизированный урок со стажёрами по обществознанию (учитель Г.С. Гаврюшева);

- занятие по теме «Решение задач с прикладным содержанием» (в рамках элективного курса по подготовке к ЕГЭ «Избранные задачи и вопросы математики», учитель Н.А. Комогорцева).

 В связи с тем, что Ксеньевская СОШ № 31 является Муниципальным ресурсным центром инклюзивного образования, участники стажировки ознакомились с опытом работы в этом направлении, побывали на экскурсии в кабинете инклюзивного обучения школьников. Роль школьного инспектора по работе с несовершеннолетними и социального педагога в формировании личностных результатов учащихся раскрыли Т.К. Мынина и Н.В. Кондратенко. Опыт работы по воспитанию школьников представила заместитель директора по воспитательной работе Г.С. Гаврюшева.

В заключение второго дня участники заполнили дневник стажёра.

Из отзыва участника стажировочной площадки «Управление качеством образования как фактор развития муниципального образовательного округа» Майнингер Зои Зинуровны, заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 46 с. Урульга):

«Стажировочная площадка в п. Ксеньевка – мероприятие, нужное для работы не только управленца, но и рядового педагога. Было что посмотреть как в плане материально-технического оснащения школы (кабинет инклюзивного образования, кабинет биологии, возможность дистанционного обучения, online-общение с сетевыми партнёрами), так и в методической, воспитательной, учебной работе нескольких школ, в которых работают творческие команды педагогов. Приятно отметить, что и у нас что-то аналогичное проводится, но некоторые моменты (например, по освоению ФГОС) взяты мной в копилку административной деятельности. Работа стажировочной площадки позволила наметить собственные точки роста как на уровне района, так и на уровне школы. Считаю, что опыт создания Муниципального центра качества на базе Ксеньевской СОШ № 31 заслуживает пристального внимания со стороны других муниципальных органов управления образованием».